Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Воспитание собак

СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОБАК
Статья 7. «Дрессировка» Европейской конвенции о защите домашних животных: «Никакое домашнее животное не должно дрессироваться способом, наносящим вред его здоровью и состоянию, особенно, если его заставляют, или используются средства, наносящие увечья или вызывают ненужную боль, страдания и стресс.».
 
Copyright © Перевод Елены Фёдоровой
 
Kersti Seksel
BVSc(Hons) MRCVS MA(Hons) FACVSc (Animal Behaviour) Dipl ACVB CMAVA DipECVBM-CA

Dr Kersti Seksel graduated in Veterinary Science from the University of Sydney, then from Macquarie University with a BA in Behavioural Sciences majoring in psychology and has an MA(Hons) degree by thesis on the long and short term behavioural effects of puppy socialisation and training programs. A registered veterinary specialist in Animal Behaviour, she is also a Fellow of the Australian College of Veterinary Scientists in Animal Behaviour, a Diplomate of the American College of Veterinary Behaviorists, a Diplomate of the European College of Veterinary Behavioural Medicine-Companion Animals and honorary associate at the University of Sydney. Kersti is the principal of a specialist referral-only practice for animal behaviour in Sydney and Melbourne, President of the Australian Companion Animal Council and chair of the Companion Animal sectoral group of the Australian Animal Welfare Strategy.
 
 


Обучение

Взаимопонимание между человеком и собакой устанавливается на основе понимания поведения животного. Обучение заключается в том, чтобы устранить нежелательное поведение собаки и, наоборот, развить и закрепить у нее желательное человеку поведение. Если собака делает, с точки зрения человека, что-то плохое, нежелательное, то она делает это не из своей «вредности» или «упрямства», а потому, что не понимает, что у человека считается плохим, а что хорошим. Собаки по своей природе, в основном, доброжелательны и услужливы. Чтобы собака была заинтересована в выполнении желаемых для человека действий, ее нужно к этому мотивировать.

Методики обучения

В основном, для обучения собак используются 2 методики: классическая (Classical Conditioning) и оперантная (Operant Conditioning).

Классическая (жесткая) методика обучения базируется на учении о безусловных рефлексах животных ученого Павлова. Обучение включает использование как безусловных (знакомый объект, явление или свойство), так и условных рефлексов. Если, учитывая безусловные рефлексы, стимулировать развитие новых – приобретенных рефлексов, то можно достигать желаемых действий от собаки, при условии, что новые рефлексы сопровождаются позитивными эмоциями у собаки. Классическую методику обучения собак можно проиллюстрировать следующим примером. Например, если человек коснется рукой горячего утюга, то он инстинктивно отдернет руку, т.е. тело сначала сделает, а разум потом подумает, что случилось (безусловный рефлекс). На основе полученного опыта о том, что горячий утюг опасен, человек также отдернет руку даже в том случае, если утюг не горячий, а ледяной от холода. Просто помня о предыдущем негативном опыте. Это и есть – новый, приобретенный в жизни рефлекс. Рефлекс важен тем, что это реакция организма, возникающая без участия ума.

Ранее считалось, что собаки не способны мыслить, что они действуют только под влиянием рефлексов. Но, вообще, рефлекторное реагирование собаки на команду не является чем-то положительным.

Оперантая (мягкая) методика обучения собак основывается на стимулировании реакции собаки на выполнение команд. Главное ее отличие от классической методики обучения заключается в том, что после классического обучения реакция собаки на команды происходит неосознанно, спонтанно, а после оперантного обучения собака реагирует на команды осмысленно. Она учится оценивать свое поведение (как хорошее, так и плохое), что придает ей большую уверенность в себе и повышает чувство удовлетворенности. Поощрение собаки дает лучшие результаты воспитания, чем ее наказание. Оперантное обучение основывается на неоднократном повторении упражнений с последующим обязательным поощрением собаки.

Основными изучаемыми командами для собак являются: «Сидеть», «Лежать» и т.д., но это далеко не все возможности обучения. Например, можно научить собаку выполнять команды с помощью условных сигналов, что повысит уровнь воспитанности собаки.

Понятия

Позитивное подкрепление (Reinforcement) производится последовательно и неоднократно, что позволяет закрепить полученные навыки у собаки.

Позитивное подкрепление – это какое-либо поощрение (обязательно приятное), которое побуждает собаку к выполнению команд. Если, например, после команды «Сидеть», давать собаке определенное лакомство, то позднее выяснится, что она будет готова садиться при одном только запахе этого лакомства. Для того, чтобы добиться от собаки такой реакции на команду, нужно, чтобы поощрение было:

1) своевременным (т.е. через несколько секунд после выполнения собакой команды);
2) обязательным;
3) очень желанным.

Негативное подкрепление (Negative Reinforcement) позволяет показать собаке, что она делает что-то неправильное. Например, если собака начинает тянуть на поводке, то с помощью небольших рывков поводком можно дать ей понять, чтобы она прекратила это делать. Т.е. собака должна приобрести знание, что идти рядом с хозяином куда приятнее, чем тащить его за собой. Существенным недостатком негативного подкрепления является, что в самом начале его использования при упражнении, собака впадает в сильное стрессовое состояние, последствия которого могут быть непредсказуемыми.

Правильное наказание (Punishment) означает что-либо неприятное, но понятное за что, для собаки. Например, громкий оклик или шлепок от хозяина, либо нечто подобное, обязательно неприятное для собаки. Для того, чтобы наказание было понятным для собаки и, соответственно, действенным, необходимо, чтобы оно было:

1) своевременным (за несколько секунд);
2) обязательным;
3) неприятным.

Неправильное наказание (Negative Punishment) означает что-либо неприятное, но непонятное за что, для собаки. Например, если собака лает на гостей и хозяин просто выдворяет ее за дверь, чтобы она «успокоилась».
Как при поощрении, так и при наказании существует одно общее важное правило: они должны быть осуществлены незамедлительно сразу же после действия собаки, буквально за несколько секунд. Только в таком случае собака ясно поймет, что она сделала хорошо или плохо.

Процесс обучения

Обучение\воспитание, собственно, означает выработку у собаки желательного поведения посредством, в основном, оперантной методики. Эта методика предпочтительнее потому, что собаки по ней более охотно учатся.

К обучению собаки следует приступать в позитивном настроении потому, что это может в большой степени влиять на результаты обучения. Обучение собаки следует сопровождать соответствующими жестами, причем они должны быть вполне понятными для собаки. Также жесты важны для того, чтобы собака быстрее поняла, что от нее требуется. Для собак важнее «язык тела» их хозяина, чем интонация его голоса. Но слишком тихий голос будет побуждать собак к пассивному исполнению команд, а слишком громкий может напугать собаку. Собаки более наблюдательны, это означает, что они больше обращают внимание на детали и связывают их с некоторыми ситуациями, чем люди. Поэтому, следует учитывать, как собаки могут поступать в каждом конкретном случае. К обучению надо приступать в привычной собаке обстановке, поскольку множество новых деталей окружения могут ухудшать сосредоточенность собаки на хозяине. Внимание собак к деталям настолько велико, что, например, собака на тренировочной площадке может работать безупречно, а за ее пределами – плохо.

Для закрепления у собак желаемых навыков следует придерживаться принципа поощрения (т.е. давать лакомство только после того, как собака выполнила команду). По прошествии некоторого времени, в течение которого был закреплен желаемый навык, следует перейти к иной интенсивности поощрения, при которой собаке за выполнение команд лакомство будет даваться все реже и реже. Можно заменить лакомство на менее вкусное или не ограничиваться только дачей лакомства, а применять ласки, игры либо нечто иное, приятное для собаки.

Жесты, используемые при обучении собак, следует делать одни и те же, чтобы не сбивать собаку с толку.

После того, как на начальном этапе обучения собаки, будут достигнуты желаемые результаты, следует сменить обстановку, т.е. место или время тренировки.

Желательно обучить собаку каким-либо новым сигналам «языка тела» хозяина. Например, если хозяин одевает пиджак и командует «Рядом», то собака должна понять и привыкнуть к тому, что они сейчас с хозяином будут бегать по кругу, как это требуется на выставках. А, если собаку готовят к Обидиенс, то для нее это будет означать хождение рядом с хозяином, глядя ему в глаза. Или, например, собака догадывается, что сегодня будет разучиваться команда «Стоять», как это необходимо на выставке, если ее хозяин одел сегодня парадные туфли. Т.е. в таких случаях, сигналом готовности к будущему действию для собаки становится одетый на хозяина предмет. Способность собак концентрироваться на деталях может приводить и к ошибкам у людей. Так, например, один хозяин собаки, участвующей в Обидиенс, использовал цепочку, чтобы привести собаку на соревнования, а на тренировочную площадку он водил ее на обычном поводке. Собака выступала плохо. Потребовалось некоторое время, пока хозяин не заметил, почему собака на соревнованиях выступает плохо.

О поощрении (позитивное подкрепление)

Методика обучения, основанная на позитивном подкреплении, предпочтительнее, поскольку такой процесс обучения нравится больше не только собакам, но и их хозяевам, а также он побуждает собак к изучению чего-либо нового для них. Как только у собаки устанавливаются корректные отношения со всеми членами семьи, им это нравится, и принцип поощрения за хорошее поведение становится для них не таким уж важным. Однако, при использовании методики поощрения существуют некоторые опасности. Например, нередко происходит перестимулирование собаки, если в качестве поощрения применялось исключительно лакомство, без ласки или любимых игр. Т.е. собака становится согласной выполнять команду только, если она знает, что за ее исполнение ей дадут лакомство. Но в любом случае, при использовании методики поощрения, у собаки всегда остается свобода выбора – выполнять команду или нет, но, если она все-таки выполняет ее, то только потому, что она понимает, что хозяину это будет приятно.

О наказании (негативное подкрепление)

Наказывать собак нежелательно по нескольким причинам. Наказание должно быть незамедлительным, в течение нескольких секунд. Несвоевременное наказание принесет вред, а не пользу для ее воспитания. Наказание дает собаке только знание, что ей нельзя делать, но не дает ей представления о том, что ей можно делать. Жестоко наказывать собаку за оправление ее физиологических потребностей дома. Во-первых, она в этом не виновата, а во-вторых, она будет непонимать хозяина и бояться его, в результате она будет справлять нужду в укромных уголках дома. Также является бессмысленным для обучения собаки, когда наказание вызывает неприязнь к хозяину, что неизбежно нарушает процесс ее обучения, потому что снижает ее готовность к сотрудничеству с хозяином и может даже полностью разрушить их взаимопонимание.

Однако, наказания могут иногда применяться, если они своевременны, но никогда наказания не должны быть обязательно болезненными для собаки. Наказания следует применять очень осторожно, поскольку это может сделать собаку нервной. Также нежелательно и бессмысленно использовать наказание более 3-х раз, если в результате их применения желаемое поведение собаки не достигнуто. В действительности, очень сложно воспитать хорошую собаку с помощью подавления ее психики, а зачастую, просто невозможно.

Керсти очень критически отозвалась о деятельности некоторых популярных тренеров, например, о Цезаре Миллане (Cesar Millan). Ее тревожит, что областью обучения собак завладевают любящие потеоретизировать личности, которые сами далеки от практики, но пишущие длинные статьи по психоанализу собак, строящие свои учебные и воспитательные программы, с учетом их прибыльности, на уровне, типа, «Скотоводство и скоторазведение» и т.п., которые весьма далеки от реальной науки, но которые успешно сбываются обывательским массам. Никогда подавление личности собаки (человек – «лидер», собака «подчиненный») не решит большинства проблем, это просто - негуманно.

Крайне опасно использовать наказания в отношении собак с неустойчивой нервной системой (встречаются, в среднем, одна из шести). Еще ужаснее, когда нервную собаку пытаются насильно сделать нечувствительной к источникам и ее беспокойства. Например, собаку беспокоит какой-либо звук. Ее хозяин пытается приучить к нему собаку, давая ей его сначала послушать тихо и издалека, а потом делая звук все громче и ближе. Хозяин надеется, что собака привыкнет к нему и не будет его бояться. К сожалению, этого не произойдет, а лишь ухудшит проблему. Универсального решения проблемы тревожности у собак не существует, необходимо в каждом конкретном случае анализировать ее поведение отдельно и подбирать подходящий способ. Но, если причиной тревожности собаки является ее наследственность, а ее социализация в первые два года жизни была упущена, то развить храбрость у собаки практически невозможно. И, если щенок трусоват, то не стоит надеяться, что как только он подрастет, трусость сама по себе исчезнет.

Что важно помнить при обучении собаки:

1) Собаки учатся постоянно, невзирая на то, собираетесь ли вы их воспитывать ли нет.
2) Собаки изучают нас и наше поведение.
3) Обучение будет происходить значительно быстрее, если использовать очень вкусное лакомство.
4) Желаемое поведение собаки необходимо стимулировать с помощью неоднократного поощрения.
5) Желаемое поведение собаки может пропасть, если ее наказать вместо поощрения.
6) Желаемое поведение у собаки, которое слабо поощряется, будет закрепляться у нее значительно сложнее.

10 золотых правил воспитания собаки:

1) Исполнение команды должно ассоциироваться у собаки с приятными последствиями.
2) Одобряйте хорошее поведение собаки (поощрением) и порицайте и игнорируйте ее за плохое.
3) Закрепляйте (поощряйте) немедленно за исполнением.
4) Используйте только самое любимое собакой поощрение.
5) Уменьшайте интенсивность поощрения сразу после закрепления навыка у собаки.
6) Будьте терпеливы.
7) Избегайте наказаний.
8) Учите только хорошему поведению.
9) Залог успеха в мотивации собаки.
10) Воспринимайте процесс обучения с удовольствием!
 

 
Категория: Воспитание собак | Добавил: clever (24.09.2011)
Просмотров: 6891 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]