Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Воспитание собак

ОБУЧЕНИЕ СОБАК
Статья 7. «Дрессировка» Европейской конвенции о защите домашних животных: «Никакое домашнее животное не должно дрессироваться способом, наносящим вред его здоровью и состоянию, особенно, если его заставляют, или используются средства, наносящие увечья или вызывают ненужную боль, страдания и стресс.».
 
 
Copyright © Перевод Елены Фёдоровой
 
Записи с семинара финского специалиста Juha Korri

В марте 2010, в таллинском клубе «ТАКО» состоялся семинар по обучению собак. Два дня теории и практики были очень насыщенными, с большим количеством полезной информации.

Обучением собак Юха занимается с 80-х годов. В основном, он готовит служебных собак, которые известны по всей Финляндии. Его любимые виды – IPO и Schhund. На сегодняшний день он является владельцем малинуа. Обучение собак он сочетает с выступлениями в качестве фигуранта.

По словам Юха, в основе любого обучения собак лежит поощрение. При этом важно, чтобы поощрение приносило удовольствие как собаке, так и удовлетворение ее хозяину. Для этого нужно подбирать поощрение для каждой собаки индивидуально. Поощрением не может быть повседневный корм.

В идеале, лучшее поощрение – это похвала, потому, что этим удобнее пользоваться на соревнованиях. Кроме того, на тренировках также используются в качестве поощрения лакомство и игрушки. Для того, чтобы определить какой вид поощрения подходит вашей собаке, нужно уже с ее детства наблюдать, что предпочитает ваш щенок.

Проведите тесты с вашим щенком и посмотрите, что он любит больше всего – есть или играть. Похвала в качестве поощрения должна быть всегда. Ее просто дополняют лакомством и\или игрушкой. Проведите со щенком следующий тест: дайте щенку 4 кусочка лакомства через небольшие промежутки времени. Пятый кусочек просто покажите, но не предлагайте, просто пассивно наблюдайте – будет ли щенок выпрашивать его. Если щенок не интересуется пятым кусочком, а отвлекается на что-то другое, то, скорее всего, лакомство для него не будет поощрением. Чтобы не ошибиться проведите этот тест несколько раз – в разные дни и время. Аналогично тестируют щенка с помощью игрушек.

Есть собаки, которые в качестве поощрения любят и поесть, и поиграть. При обучении таких собак есть больше возможностей для их поощрения. Или, сам хозяин может выбрать, как ему удобней поощрять – лакомством или игрушкой. Сам, Юха, предпочитает игрушки, потому, что лакомство может закончиться, а подбирать в магазинах новое лакомство – хлопотное дело.

Важно следить, чтобы собаке лакомство не приелось, а игрушка не надоела, иначе они перестанут быть поощрением.

В основе всех поступков собак лежат инстинкты. Из них некоторые могут быть выражены сильнее, например, пищевой инстинкт, инстинкт преследования и т.д. На их основе и строится обучение. Однако, встречаются собаки без ярко выраженных инстинктов. В таких случаях их надо развивать у собаки.

План работы следующий:

1) необходимо определить какой тип инстинкта у вашей собаки более выражен: пищевой или преследования;

2) этот тип инстинкта следует развить и усилить;

3) этот тип инстинкта можно начать использовать для закрепления положительного поведения собаки;

4) этот тип инстинкта можно использовать для навыков, получаемых собакой, в ходе обучения.

Оба инстинкта, пищевого и преследования, имеют общую основу – это утоление голода собакой. Из них, инстинкт преследования более сложен, чем пищевой. Инстинкт преследования состоит из преследования, ловли, умерщвления и перетаскивания дичи, тогда, как пищевой инстинкт – это просто утоление голода и, связанного с этим, удовольствия.

В целях обучения собак инстинкт следует развивать. Согласно инстинкту, собака будет действовать охотно и с удовольствием. Т.о. до начала обучения следует подобрать лакомство или игрушку.

При обоих вариантах, приступая к обучению, собака должна быть только слегка голодной, иначе она не будет должным образом реагировать на лакомство, или не будет уносить прочь игрушку, чтобы разгрызть ее и съесть. В каждом случае, уровень голода должен определяться для собаки индивидуально. Он может зависеть от ее темперамента, породы, возраста, пола и т.д. Чувство голода повышает концентрацию внимания собаки на человеке, поскольку от него она может получить желаемое.

Для развития инстинкта преследования используется упражнение, которое состоит в бросании игрушки. При этом не следует совершать такую ошибку: сначала бросают игрушку вдаль от собаки, но собака за ней не бежит, тогда хозяин сам идет за игрушкой и вновь ее бросает, теперь уже в направлении собаки. Это бессмысленно. Нужно помнить, что игрушка должна выступать в роли вожделенной добычи, которую надо догнать и схватить. Поэтому игрушку никогда нельзя бросать в сторону собаки. Собака обязательно должна побежать за игрушкой и схватить ее зубами, т.е. – поймать дичь. Если собака не делает этого – прекратите упражнение. Хозяин должен добиться того, чтобы собака видела в игрушке только добычу. Нужно подразнить собаку игрушкой, не давая ей ее схватить. Категорически запрещается насильно пихать в пасть собаке игрушку – это может вызвать окончательное отвращение собаки к игрушке.

Когда инстинкт преследования у собаки будет хорошо развит, она будет получать огромное удовольствие от ловли своей «дичи» - игрушки.

Следует знать, что подбором производителей почти у всех овчарок инстинкт преследования развит достаточно хорошо. А, например, у легавых – слабо, поскольку в ходе охоты они не должны гоняться за птицей, поэтому у них такие производители отбраковывались.

* Что делать, если у собаки инстинкт преследования отсутствует?

В таких случаях собака поощряется только лакомством. Для этого, как уже говорилось выше, собака должна быть достаточно голодной. Подбирая лакомство нужно помнить, что собакам важнее привлекательный запах, чем вкус. Лакомство для собаки должно быть очень вкусным, чтобы ей хотелось получить его. С той же целью, т.е. - повышения пищевого инстинкта, собаку во время кормления нельзя перекармливать, лучше, наоборот, слегка недокармливать. Развить пищевой инстинкт проще, чем инстинкт преследования.

* А что делать, если собака не хочет никакого лакомства?

В таком случае, пищевой инстинкт надо возродить и развить. Хозяин должен стремиться достичь нужного отношения собаки к питанию. Если у собаки постоянно стоит еда перед носом, и она постоянно сыта, то собака начнет думать, что ей за еду вообще ничего делать не надо. Юха рассказал, как один опытный финский специалист никогда просто так не ставит тарелку с едой перед собакой. Всю еду собаке надо было заработать, чтобы для нее это было поощрением. Еще одно правило: никогда не суйте собаке еду в пасть, всегда слегка отодвигайте ее от собаки.

Важным моментом является начало использования уже развитых инстинктов в обучении. При обучении собаку нельзя перегружать, особенно, если инстинкт у нее еще недостаточно развит. Уровень развития инстинкта должен соответствовать нагрузке обучения. Нельзя по 20 раз посылать собаку за апортом, если ее инстинкт преследования держит ее интерес к аппортровке не более 5 раз. Вы все погубите.

При необходимости, можно также пользоваться методом «удивления» (фрустрации). Он применяется для собак, для которых поощрение лакомством стало делом привычным. Теперь, когда собака уверена, что за выполнением команды тут же последует поощрение лакомством – не давайте ей его! У собаки возникнет удивление, и она будет стараться еще больше.

Частота дачи лакомства очень индивидуальна и зависит от собаки. Следует определить частоту дачи лакомства исходя из интереса собаки к нему.

Кроме метода фрустрации, можно использовать метод «парового котла». Собака горит желанием что-то исполнить. Придержите, приберегите ее энергию. И, когда этой энергии накопится много, собака рванет исполнять команду с утроенной энергией, как пар из перегретого котла. Это, как в жизни. Она видит дичь, хочет за ней рвануться, но ее не пускают. Зато, когда ее отпустят, она полетит за ней сломя голову.

Обучение собак для розыскной работы должно базироваться на развитом пищевом инстинкте. Чтобы повысить интерес собаки к работе по следу, нужно повысить для нее ценность еды. Для этого, пару дней давайте собаке еды больше обычного количества, а затем, пару дней – меньше обычного. Такая схема питания усилит у собаки чувство голода.

Отдельной темой Юха выделил выбор щенков и их тестирование. По мнению Юха, тестирование щенка не всегда позволяет точно определить его способности. Большую роль играет наследственность, поэтому важна генеология. Если у щенка были хорошие рабочие предки, то и он, скорее всего, будет очень способным. Хорошие предки важнее, чем результаты тестирования, даже в том случае, если щенок ничем себя не проявил.

Сам, Юха, при выборе щенков всегда их тестирует. Но результаты тестирования ему нужны потому, что он желает выяснить – какие спобности у щенков на текущий момент. Окончательный вывод по результату тестирования он не делает. Некоторое время он наблюдает за щенками, устанавливает с ними дружеские отношения. Только по прошествии некоторого времени он выбирает щенка. Он считает, что выбирать щенка в стиле – «потом будет видно, что из него получится» - очень рискованно, вполне, вероятно, что собака может оказаться посредственной. И что с ней потом делать?


В практиктической части семинара приняло участие 20 собак. Все они делали упражнение с игрушкой. Проверялся из уровень инстинкта преследования. Игрушку нельзя просто так бросать. Собака должна обязательно за ней следить. У собаки есть интерес побежать за игрушкой только, если она двигается. Когда игрушка упала и неподвижно лежит, интерес у собаки, чтобы за ней побежать снижается. Ведь, добыча должна двигаться или шевелиться. Некоторые хозяева переусердствовали с игрой с игрушкой. Собака уже схватила ее и хочет ее «умерщвить», а хозяин удерживает ее рукой, не отдавая собаке.

Иногда бывает такая проблема – собака хватает игрушку и убегает с ней играть. В таком случае не надо ее отпускать с поводка или можно использовать для ее привлечения другую игрушку. Некоторые собаки играя с игрушкой начинают с азартом ее рвать. Если собака пытается разорвать игрушку в клочья, то значит эта игрушка перестала для нее быть добычей. Хищник ловит добычу, чтобы ее съесть, а не порвать просто так. Это уже зверство. Поэтому собакам надо запрещать рвать игрушки. Не надо давать собаке игрушку, предназначенную для обучения, просто так – поиграть, иначе она перестанет быть для нее «дичью».

Некоторые собаки очень сильно отвлекаются на происходящее вокруг: чужих людей, собак, различные запахи и т.д., поэтому они слабо реагируют на «дичь», игра их не интересует. В таких случаях надо начинать сначала играть с «дичью» в местах, где собаке было бы все привычно и ее ничего не отвлекало бы. Надо помнить, что инстинкт преследования «дичи» развивается у щенков по-разному, т.е. в разном возрасте. В каждом случае это индивидуально.

Во втором дне практики участвовало 10 собак разных пород. В качестве поощрения использовалось лакомство и игрушка. Собака не знала, какое из двух поощрений она получит за выполнение команды и у нее возникало нервозное состояние. Желательно, чтобы у собаки выработалась привычка получать определенное поощрение за исполнение определенной команды. Например, за команду «рядом» - лакомство, а за команду «апорт» - игрушку. В таком случае нельзя нарушать установленного правила, поскольку собака будет зациклена на мысли: «почему он дал мне игрушку вместо лакомства» и, наоборот.

Некоторые собаки, чрезмерно зацикленные на лакомстве, при выполнении команды «рядом» начинают двигаться поперек пути хозяина, поскольку пытаются следить за его рукой, которой он дает лакомство. Если это происходит, то нужно прекратить движение и успокоить собаку. Затем повторить упражнение и лакомство давать только, если собака двигается правильно. Начинать надо шаг за шагом и поощрять только, если собака идет правильно. Также поступают, если собака сильно тянет вперед на поводке.

У собак с низким уровнем инстинкта преследования все обучение должно происходить только с позитивным настроением. Также упражнения не должны быть слишком сложными и длительными.

Со временем нужно добиться, чтобы апорт перестал быть для собаки «дичью». Она должна приносить его по привычке, чтобы получить за это лакомство. Т.е., со временем важность лакомства должна быть большей, чем поимка «дичи». Это гарантирует, что собака с апортом не будет убегать, чтобы поиграть с ним, или рвать его в клочья. Тогда лна будет отдавать вам его в руки.

Бывает проблема, когда собака на занятиях работает хорошо, а на соревнованиях плохо. Иногда причиной тому является поведение ее хозяина, который на тренировках ведет себя радостно и свободно, а в ринге напряженно. Собаки это видят. В таких случаях, со временем, хозяин должен начать отрабатывать свое поведение на тренировках, как на соревнованиях – строго и корректно. Собака должна привыкнуть к этому. Она должна понять, что чем строже ее хозяин двигается, тем больше будет поощрение. Собаку можно учить и следующим образом: отпустите собаку свободно побегать, но сами стойте спокойно и неподвижно. Собака должна привыкнуть к такой ситуации. Если собака при выполнении этого упражнения подбегает к хозяину, то ее нужно обязательно поощрить. Так, гуляя, собака будет приучаться концентрироваться на своем хозяине. Она будет понимать, что, чем пассивней ее хозяин, тем больше будет поощрение, и это хорошо.

 

 
Категория: Воспитание собак | Добавил: clever (29.09.2011)
Просмотров: 4367 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]