Стандарт № 5

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Разведение собак

ЗОЛОТОНОСНАЯ ПОРОДА
Золотоносная порода
Журнал "Коммерсантъ Деньги", №30 (485), 02.08.2004 



Заводить собаку можно по разным соображениям — из любви ко всему живому, от одиночества, для защиты дома и семьи, в качестве развлечения для ребенка. Что невозможно в принципе, так это разведение собак с целью обогащения. Собаководство в России заведомо неприбыльное дело. Как, впрочем, и во всем мире. Даже профессиональная кинология — это лишь хобби, которое можно в лучшем случае поставить на самоокупаемость. Тем не менее некоторым представителям этого мира удается зарабатывать на четвероногих питомцах деньги. Как именно, попытался выяснить корреспондент "Денег" Кирилл Солеймазов.

Для непосвященных разведение собак как вид дополнительного заработка выглядит весьма привлекательно. Казалось бы, достаточно приобрести породистую псину, и уже через пару лет вы ежегодно будете получать от трех до десяти щенков, каждого из которых можно реализовать по цене, уплаченной за мамашу. Однако на деле расходы на содержание во много раз превосходят не только стоимость самой собаки, но и стоимость всех щенков, которых она сможет родить за 8-10 лет своей половозрелой жизни. Возможность честно заработать хоть какие-то деньги представляется лишь избранным — большим профессионалам своего дела. На деле весь собаководческий бизнес можно условно разделить на четыре вида: рафинированное собаководство для души, околособачий бизнес, легальная и полулегальная торговля собаками, а также спекуляция на тех, кто по неведению намерен на собаках зарабатывать.

Профессиональная кинология

Следует сразу отметить, что профессиональная кинология — это сложно, дорого и, главное, не прибыльно. По словам Аллы, опытной заводчицы, которая занималась разведением крупных породистых собак до кризиса 1998 года, только на содержание своих питомцев от рождения до наступления детородного возраста (то есть до того, как собака начнет приносить прибыль) она тратила около $30 тыс. Столь высокие расценки объясняются отчасти тем, что в России практически не производятся качественные товары для собак. А если вы претендуете на чемпионские титулы (а следовательно, на высокий доход от продажи щенков), вам поневоле приходится тратиться на самое лучшее для своего воспитанника.

Это, конечно, несколько устаревшая цифра, однако и на сегодняшний день реальность не изменилась — качественные товары и услуги для собак стоят дорого, и, если вы рассчитываете получить серьезные деньги от реализации потомства собаки, одной хорошей родословной недостаточно. Заводчики признаются, что воспитание будущего чемпиона обходится в $5-15 тыс. в год.

Существует целый ряд весьма серьезных статей расходов на содержание. К примеру, питание крупной собаки обходится минимум в $5 ежедневно. Помимо этого приходится ежегодно делать прививки, нанимать парикмахера перед каждой выставкой ($20-30), дрессировать дважды в неделю в течение полугода ($20 за занятие), пользоваться услугами ветеринара и т. д. К этому стоит прибавить расходы на выставки, в том числе международные, и членские взносы в Ассоциацию собаководов. К слову, чтобы приобрести известность и признание в кинологическом мире, собака должна принять участие минимум в 20 выставках и заработать на них солидное количество титулов и сертификатов — только тогда ее щенки будут стоить не меньше, чем она сама.

Собачьи выставки, кстати, уместнее всего сравнивать с модельным бизнесом. Как и на подиуме, объективные качества каждого конкретного участника здесь едва ли важнее ангажемента судейской коллегии. С коммерческой точки зрения регалии и звания в первую очередь означают деньги, которые принесут щенки титулованного родителя. И поскольку всем это понятно, порой приходится, как бы это сказать, идти на некоторые траты, чтобы заручиться расположением судьи. Рассчитывать лишь на порядочность каждого конкретного судьи было бы наивно.

Отдельная статья расходов — содержание собственно питомника. Александр Васильев, независимый эксперт, автор книги "Зоосправочник": На Западе питомники представляют собой отдельные помещения, в которых содержится иногда до 30-40 собак. У нас громким словом "питомник" зачастую называют квартиру, в которой проживает от одной до дюжины собак. Другой вариант — питомник на даче или в коттедже. Более состоятельные люди, серьезно занимающиеся собаководством, продают свои московские квартиры, покупают загородные дома с тем, чтобы профессионально разводить там собак. Такие заводчики содержат несколько пород, следят за тенденциями на рынке и заводят собак не по своему вкусу, а тех, которые выгодны коммерчески. Собаки, мода на которых прошла и разводить их стало невыгодно, мирно доживают в этих питомниках свой век или раздаются в хорошие руки.

Несложный подсчет показывает, что Алла с ее крупными собаками могла бы рассчитывать на окупаемость только в том случае, если бы собака приносила не менее пяти щенков в год, каждый из которых продавался бы за $3 тыс. На сегодняшний день это в принципе невозможно. Хотя нынешним заводчикам несколько проще окупить затраты на собаку (сейчас в моде более мелкие и дешевые в содержании породы), о выгоде и чистой прибыли говорить по-прежнему не приходится.

Цена собаки

Цена собаки зависит в первую очередь от чистоты породы, а также от регалий и титулов, которые получила она сама и ее родители на выставках. Второй, не менее значимый фактор — мода. Александр Васильев: Существуют породы, цены на которые не меняются годами. К примеру, русские тойтерьеры на протяжении последних 15 лет стоят от $300 до $500. Но большинство собак переживали моменты бешеной популярности, после чего резко падали в цене. Так, кане-корсо еще пять лет назад стоили $2-3 тыс., сегодня хорошего представителя этой породы можно без труда приобрести за $1 тыс.

Существует также множество обратных примеров. В частности, английские бульдоги. Многие питомники разводят их на экспорт. Дело в том, что естественным путем эти собаки не способны рожать, им требуется кесарево сечение. Услуги ветеринара в России на порядок ниже, чем на Западе, поэтому в Москву часто приезжают за этими собаками импортеры из США и Европы. Сейчас к этой породе во всем мире возрос интерес, и цена выросла за два года почти в три раза. Сейчас щенок английского бульдога стоит от $200 до $400.

Предугадать моду на собак довольно сложно. Иногда падение цен действительно можно спрогнозировать. Александр Васильев приводит в пример питбулей: Когда их начали завозить в Россию, цена на них достигала $1 тыс. Со временем стали появляться страшные сообщения в прессе и по телевизору о том, как свирепый питбуль загрыз младенца, покусал мирно гуляющих людей в парке и т. д. В итоге имидж породы непоправимо пострадал, и цена на нее упала на порядок. Сейчас щенка питбуля можно купить за $100.
 
Вообще, средства массовой информации играют порой решающую роль в судьбе пород. Майя Золотарева, кинолог: Каждый раз, когда на экранах проходит фильм или сериал, в котором главная роль принадлежит собаке, интерес публики к собакам этой породы резко возрастает. То же самое происходит, когда кто-то из звезд шоу-бизнеса появляется в свете со своим любимцем. Поскольку это, как правило, маленькие декоративные собачки, в последние годы именно они и являются лидерами продаж в кинологическом мире.

Интересная история произошла с йоркширским терьером. Первые завезенные в Россию щенки стоили $1,5-2 тыс., и до сих пор качественные породистые собачки стоят не меньше. Однако чем больше их разводят, тем больше среди них некачественного "товара", поэтому сейчас не слишком породистого йоркшира можно купить и за $250.

К великому сожалению заводчиков, природа распорядилась так, что чаще, чем раз в год, ни одна собака без ущерба для здоровья рожать не может. Несколько больше в этом смысле повезло счастливым обладателям породистых кобелей. Правда, в данном случае прибыль от каждого "брака" (на профессиональном языке — вязки) ниже — как правило, хозяева пса получают одного из щенков помета. С другой стороны, таких вязок может быть несколько, и общий годовой доход будет все же выше, чем от содержания матери щенков. Однако конкуренция на этом рынке столь высока, что даже самые породистые псы не имеют возможности вязаться более 5-10 раз в год.

Поэтому зачастую профессиональные заводчики помимо разведения собак занимаются какой-либо околокинологической деятельностью. Многие держат зоомагазины, занимаются грумингом (мытье, прочесывание, филировка и укладка шерсти) и триммингом (стрижкой). Среди собачников часто встречаются и профессиональные ветеринары. При правильной организации эти виды деятельности могут быть прибыльными. Однако само разведение собак становится в этом случае чем-то вроде хобби. То есть денег не приносит, но и не обременяет семейный бюджет.

Торговцы питомцами

Существует отдельная категория предпринимателей, которые занимаются не собственно разведением собак, а лишь их перепродажей. Этот бизнес заведомо прибыльнее, как и торговля в принципе. Все их затраты сводятся в основном к расходам на транспортировку. На этом рынке также возможно несколько вариантов участия, иногда не вполне этичных.

Во всем мире российские щенки заведомо дешевле, чем любые другие. Дело в том, что траты на содержание собак в других странах значительно выше. В частности, услуги ветеринара и прививки дороже в среднем на порядок, поэтому зарубежным зоомагазинам значительно выгоднее делать поставки из России, чем сотрудничать со своими питомниками. С другой стороны, в состоятельных западноевропейских странах любители собак могут себе позволить не экономить на щенках, поэтому российские продавцы собак активно работают с менее дорогими породами либо продают не самых породистых щенков в восточноевропейские или азиатские страны. Так, несколько лет назад был бум оптового экспорта российских щенков в Южную Корею и Вьетнам. Поскольку этот товарооборот нигде не учитывается и чаще всего не облагается никакими налогами, он заведомо прибылен.

Продавцов собак профессиональные кинологи сравнивают с работорговцами и чуть ли не с торговцами детьми — и отнюдь не из зависти к успеху и беззаботности этих предпринимателей. Дело в том, что чаще всего экспорт собак происходит, мягко говоря, не в самых благоприятных условиях. По словам очевидцев, комфорт собачек заботит многих предпринимателей в последнюю очередь. В итоге не все экспортируемые щенки выдерживают международные переезды в столь экстремальных условиях.
 
На сегодняшний день в мире существует, по разным оценкам, от 300 до 500 пород. Точную цифру назвать невозможно в принципе, поскольку разные международные кинологические организации оценивают их по-разному. Некоторые породы признаны лишь одной или двумя федерациями и разводятся только в зарегистрированных в них питомниках. Такие собаки принимают участие только в тех соревнованиях, которые организуют эти ассоциации. Кроме того, в Международном кинологическом атласе можно встретить породы, не признанные пока ни одной крупной организацией. Пород, признанных всеми крупными организациями, такими как FCI, AKC, CKC, UKC, ANKC, едва ли наберется больше 300.

Некоторые умельцы умудряются продавать беспородных собак за солидные деньги. Александр Васильев: Рассуждая диалектически, беспородная собака — не просто дворняга, но уникальный представитель пока неизвестной породы, которая вскоре может стать весьма популярной в лучших домах Лондона и Парижа. На этом основании некоторые предприимчивые кинологи умудряются экспортировать московских дворовых тузиков в Европу и Америку за неплохие деньги.

Удачная продажа беспородных собак в результате честного пиара, возможно, не совсем этична, но вполне безобидна — в отличие от классического надувательства, которое встречается значительно чаще. Кинологический бизнес изобилует примерами, когда собака продавалась с поддельной родословной. Очевидно, что из всех видов кинологического бизнеса этот — самый выгодный. Щенок без родословной может быть куплен по бросовой цене (скажем, около $50), продать же его можно на порядок дороже. На сегодняшний день информация о всех родословных хранится в базах данных кинологических ассоциаций, и, по словам очевидцев, руководство этих ассоциаций имеет непосредственное отношение к подделке родословных.

Собачьи чиновники

В России не существует государственной кинологии, все собаководство представлено тремя общественными организациями. Это Российская кинологическая федерация (РКФ), Союз кинологических организаций России (СКОР) и Международный союз кинологических клубов (UCI). В состав РКФ входят четыре кинологические федерации, которые объединяют более 2,5 тыс. питомников. В свою очередь, в состав СКОР, как следует из перечня, представленного в интернете, входит немногим более 80 питомников, не считая заводчиков-индивидуалов.

РКФ в свое время была создана руководителями четырех ассоциаций исключительно для того, чтобы попасть в состав Международной кинологической федерации (FCI). Российская ситуация уникальна, поскольку во всех прочих странах существует единый кинологический союз питомников, в который может вступить любой.

На сегодняшний день сертификаты и родословные РКФ действительны во всем мире, и РКФ является единственной организацией, выдающей экспортные родословные. Российские питомники, не входящие ни в одну из федераций РКФ, в глазах мировой кинологической общественности вовсе не имеют веса — без сертификата РКФ их родословные не признаются.

РКФ является, пожалуй, единственным примером кинологического бизнеса, в котором возможно заработать на собаках серьезные деньги. Но далеко не всем ее членам.

Минимальная стоимость родословной, указанная в прайс-листе РКФ, составляет 150 рублей, срочная регистрация — в два раза дороже. Регистрация с выдачей экспортной родословной — 500 рублей. Если умножить это число на число собак, выведенных в 2,5 тыс. питомников, получается весьма солидная сумма.
 
Еще одна статья доходов — регистрация питомников (минимум 1,5 тыс. рублей). Участие в выставках и сертификаты чемпионов стоят отдельных денег. Поскольку все финансовые вливания оформляются как членские взносы, очевидно, что они не облагаются налогами. В конечном итоге, по оценкам независимых экспертов, ежедневно касса РКФ пополняется примерно на 300 тыс. рублей. Таким образом, ежемесячный доход организации составляет около $240 тыс. Даже если предположить, что содержание офиса обходится РКФ в $10 тыс., а на подготовку бланков и документов, по самым смелым подсчетам, уходит еще $3 тыс., чистая прибыль составляет не меньше $27 тыс.
 
РКФ — общественная организация, и по ее уставу эти деньги должны тратиться на организацию выставок, приютов для бездомных собачек и прочую общественно полезную работу. Однако, по словам очевидцев, на деле все совсем не так. Все заработанные деньги оседают в карманах допущенных к управлению этой общественной организацией. В самой РКФ комментировать ситуацию наотрез отказались, заявив, что времени на разговоры с журналистами у них нет.




Источник: http://kommersant.ru/doc/494088
Категория: Разведение собак | Добавил: clever (30.07.2012)
Просмотров: 6462 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]