Доказано, что загрязнение воздуха в городах укорачивает продолжительность жизни горожан в среднем на 7,7 месяца. Дорожная пыль и другие загрязняющие вещества при вдыхании проникают глубоко в организм, в результате чего в легких могут возникнуть воспалительные очаги, ослабляющие в свою очередь всю иммунную систему, открывая доступ другим болезням: например, для человека с сердечной недостаточностью это может закончиться инфарктом. Мелкие частицы, возникающие при неполном сгорании, также содержат, канцерогены, вызывающие рак. Эти мелкие частицы возникают как правило в результате сгорания моторного топлива, а также при трении шипованных покрышек об асфальт, при обработке дорог солью и отоплении частных домов.
В безветренную погоду загазованность и запыленность от автострад распространяется на расстояние до 400 метров от дороги, а в жаркую и ветренную - до 1-2 км.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗАРАЖЕНИЯ
Тертые покрышки Главным источником поступления канцерогенов в окружающую среду являются не выхлопные газы, как принято думать, а тертые покрышки. При трении шин об асфальт образуются: бензол, ксилол, стирол, толуол; сероуглерод, формальдегид, фенолы; окислы серы и другие чрезвычайно токсичные вещества - всего до 120 видов ядовитых веществ, которые являются мощнейшими канцерогенами. Примерно 60% частиц в пыли от тертых покрышек настолько мелки, что способны при вдыхани проникать в мельчайшие артерии легких и накапливаться там, вызывая аллергические реакции, бронхиальную астму, а при контакте со слизистой оболочкой или кожей — конъюнктивит, ринит и крапивницу. Пыль от тертых покрышек плотно забивает все щели дорожного полотна, а также густо покрывает землю вдоль дорог, отравляя все живое. Особенно она летуча в сухую ветреннюю погоду.
Тормозные колодки
Тормозные колодки в процессе торможения выделяют в атмосферу целый букет едких химических веществ и пыли: медь, ванадий, цинк, молибден, никель, хром и асбест, из которых изготавливаются колодки. Но наибольший вред здоровью причиняет фенол, выделяющийся при резком торможении. Поскольку в момент торможения температура диска и колодок достигает 800 градусов, из них в атмосферу выделяется крайне ядовитый и едкий фенол.
Выхлопные газы От сгорания бензина выделяется более 200 токсичных веществ. Наиболее вредными являются угарный газ, сажа, формальдегид, бензапирен, фенол и тяжелые металлы. Все они обладают канцерогенным и мутагенным свойствами. Эти выбросы концентрируются на высоте 50-150 см от уровня земли, т.е. как раз на уровне органов дыхания человека или собаки. Углеводороды, содержащиеся в выхлопных газах и парах бензина, вызывают раздражение слизистых оболочек, образование опухолей. Выбросы этих веществ на перекрестках у светофоров и на стоянках машин в несколько раз больше, чем при движении на магистрали. Они являются причиной множества хронических заболеваний. Наиболее опасным считается бензапирен, обладающий крайне опасными канцерогенными свойствами.
Угарный газ Угарный газ не имеет ни цвета, ни запаха, поэтому человек может не почувствовать его присутствия в воздухе. При вдыхании он связывается с гемоглобином крови, вытесняя из нее кислород, в результате чего наступает кислородное голодание. Высокая концентрация угарного газа даже при кратковременном воздействии может привести к смерти. При легком отравлении наблюдаются головная боль, тяжесть в голове, слабость, головокружение, тошнота и рвота.
Сажа Сажа - главная причина смога на оживленных магистралях. Она раздражает органы дыхания и глаза, может стать причиной хронических заболеваний легких. Сажа образуется при сгорании любых видов топлива — газа, угля, бензина или мазута. При критической концентрации сажи может возникнуть отек легких, приводящий к смерти.
Тяжелые металлы Тяжелые металлы, особенно — свинец, концентрируются до 120 метров от автомагистралей, превышая уровень нормы в 10-20 раз. Опасность отравления соединениями свинца, содержащимися в бензине, усугубляется тем, что они, как и канцерогенные вещества, не выводятся из организма, а накапливаются в нем до опасных концентраций.
Асфальт Если автомобили ежегодно выбрасывают в атмосферу около 1 млн тонн вредных веществ, то испарение
вредных веществ, содержащихся в асфальте, составляет около 4 млн тонн в год. В состав асфальта входят такие канцерогенные вещества, как гудрон, деготь, креозотовое масло и порошок из отработанных автопокрышек.
САЛОН АВТОМОБИЛЯ - ГАЗОВАЯ КАМЕРА НА КОЛЕСАХ
Люди в салоне автомобиля подвергаются повышенному воздействию токсичных веществ, попадающих через систему вентиляции автомобиля, что приводит к снижению иммунитета, аллергии, бронхиальной астме и даже онкологическим заболеваниям. Кроме того, в некоторых случаях существует опасность и от веществ, выделяющихся в воздух салона из обивки, попадающих через протечки системы подачи топлива, охлаждения, торможения, а также иногда и от радиации. Это могут быть органические вещества, выделяющиеся из полимерных материалов отделки салона. Наиболее распространенными являются фенол, формальдегид, ксилол, растворители и другие летучие соединения, входящие в состав красок, лаков, эмалей, клеев.
Обивка салона Сама обивка салона может являться причиной поступления в воздух вредных веществ. Синтетические ткани могут выделять органические цианиды, альдегиды, формальдегид, этаноламин, ацетон, метиленхлорид и другие опасные для здоровья вещества.
Средства ухода за автомобилем
Средства ухода за автомобилем, автокосметика могут являться загрязнителями воздуха салона такими веществами как гексахлорофен, пербораты, этаноламин, органические растворители др. Неправильное хранения средств ухода за автомобилем, неприкрытые крышки канистр могут повышать концентрации вредных веществ в воздухе салона автомашины.
Жидкость стеклоомывательная Покупка таких жидкостей имеет один важный нюанс - в ней не должно быть метанола, опасного ядовитого вещества. Это вещество (известное в народе как метиловый спирт) запрещено к использованию в бытовых целях, так как очень ядовито. При вдыхании паров он вызывает раздражение слизистых оболочек, головокружение, боли, судороги. При приеме внутрь метанол оказывает страшное по своим последствиям разрушающее влияние на организм — поражает печень, способен вызвать слепоту, поражая глазной нерв. Предельно допустимая концентрация этого вещества в кубометре воздуха не должна превышать 0,5 мг, то есть тысячных долей грамма.
Однако, большинство низкозамерзающих жидкостей для омывателей стекол автомобилей, изготавливается на базе метилового спирта! Он может достигать до 30% от объема жидкости. Происходит это потому, что производители выпускают эти жидкости зачастую по собственным «техническим условиям» из наиболее доступного сырья. Если заведомо безвредные продукты недоступны, лучше уж заполнить бачок омывателя «коктейлем» из дешевой водки и любого моющего средства.
В НИИ медицины труда проводились исследования по определению концентраций паров метанола в салоне автомобиля, где использовалась «незамерзайка» плохого качества. Получалось, что в момент стоянки концентрация паров превышает ПДД в 7 раз. При движении показатели чуть улучшались, но все равно не опускались ниже нескольких ПДД. Постоянная головная боль, рассеянность становились спутниками водителя.
ПЕТЕРБУРГСКИЙ АСФАЛЬТ ОПАСЕН ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
Хуже отсутствия дорог в России могут быть только дороги, покрытые асфальтом. К такому выводу пришла созданная в Петербурге комиссия врачей и химиков, которым в рамках составления генплана развития города предстояло решить, какое дорожное покрытие наиболее безопасное.
По сообщению участников проекта, пробы асфальта они взяли в 6 городских районах. Токсикологи запустили в водную вытяжку из асфальта рачков - они погибли мгновенно, та же участь постигла замороженные сперматозоиды быка. Специалисты СЭС проверили уровень содержания в дорожном покрытии свинца и кадмия - во всех 6 районах он превышал все допустимые показатели. Причем, как с удивлением вынуждены были констатировать исследователи, гораздо более зараженным асфальт оказался во дворах и в пешеходных зонах. Как потом удалось установить, из-за того, что меняют его там реже, а кладут менее плотно, чем на проезжей части. Рыхлые поры активнее впитывают тяжелые металлы и бензапропирен. За 2 года вредными веществами пропитывается сантиметр асфальтового слоя.
Наконец, подсчеты, полностью подтверждающие выводы врачей, представили и службы статистики: в тех кварталах Петербурга, где асфальта больше, показатели заболеваемости кроветворных органов, эндокринной системы, органов дыхания и даже врожденных аномалий намного выше, чем в районах, где улицы покрыты плиткой и бетоном.
В России подобных исследований пока не проводилось, поэтому опыт Петербурга по "борьбе с асфальтом" может стать прецедентным. Смущает лишь то, что исследование было заказано местными властями. А петербуржцы еще хорошо помнят, как перед 300-летием весь городской центр замостили, размостили и снова замостили плиткой. Счетная Палата тогда еще очень интересовалась, какие деньги туда закапывали?
ШУМ Безопасный уровень шума для человека - это 25-30 децибел. По громкости это сравнимо с шорохом листьев на деревьях (10-20 децибел). Кроме того, у каждого человека есть индивидуальные предпочтения по уровню шума. Среди ваших знакомых наверняка есть люди, которые не могут работать, если вокруг слишком тихо, и включают музыку «для фона». И есть другие люди, которые предпочитают тишину, нарушаемую лишь тиканьем часов.
Согласно санитарных норм, уровень шума в 2 метрах от жилого здания не должен превышать 55 децибел. При обычном разговоре людей уровень шума достигает 40-50 децибел. Кипящий в полуметре от вас чайник «тянет» на 50-55 децибел. Таким образом, ограничение в 55 дБ можно считать оптимальным. Но в современных крупных городах эти нормы постоянно нарушаются. Вблизи жилых домов проходят оживленные шоссейные дороги. Днем и ночью по ним движется транспорт. Рядом с жилыми домами возводятся новые здания, а стройка - не самое тихое место.
Какие же опасности грозят нашему слуху?
Проехавший мимо легковой автомобиль создает шум примерно в 70 децибел. Такой же уровень шума стоит в 15 метрах от работающего трактора. Если на расстоянии 7.5 метров от вас проезжает мотоцикл, он создает уровень шума в 86 децибел, а автобус - еще больше: 91 децибел. Примерно столько же «выдает» мотор грузовика - около 90 децибел. По подсчетам специалистов, уровень шума на автомобильной дороге в 3-4 полосы, а также рядом с ней, на тротуаре, превышает норму на 20-25 децибел.
Однако в нашей жизни есть и более шумные места. И это вовсе не рок-концерты, куда ходят далеко не все и не каждый день. Лидеры по уровню шума - это аэропорты и вокзалы. Громкость товарного состава при движении составляет более 100 децибел. Когда поезд подходит к платформе, уровень шума на перроне составляет чуть меньше - 95 децибел. Уровень шума в метро может достигать 110 децибел на станциях, и чуть меньше - 80-90 децибел - в вагонах. Ну а самый шумный транспорт - это, безусловно, самолет. Даже в километре от взлетно-посадочной полосы уровень шума от взлетающего или садящегося лайнера составляет больше 100 децибел.
Согласно норм, вредным считается постоянное воздействие шума уровнем в 80 децибел и более. Шум в 130 децибел вызывает ощущение физической боли. 150 децибел - это уже непереносимый уровень звукового давления, человек теряет сознание. При 180 дБ начинает разрушаться металл, а для человека такой уровень шума считается смертельным. Конечно, в повседневной жизни такое звуковое давление возникает редко. Его можно ощутить, скажем, на концерте, стоя возле огромного мощного динамика. Или же подойти ко взлетающему самолету с реактивным двигателем. Но в такую ситуацию попасть по собственному желанию сложно, да и не хочется. Однако «шумовая атака» в метро, на работе или даже у себя дома может быть не менее опасной.
Постоянные «шумовые атаки», конечно, не проходят для слуха бесследно. От сильного шума может возникнуть акустическая травма. Она бывает острой и хронической. Острая акустическая травма возникает от резких звуков большой силы - например, гудок поезда или рокот установки, раздавшийся в опасной близости от уха. Последствия ее весьма неприятны: боль в ухе, кровоизлияние во внутреннее ухо, смещение и набухание клеток внутреннего уха. На какое-то время слух сильно ослабевает, человеку может показаться, что он оглох. Иногда акустическая травма может сочетаться с баротравмой - от чрезмерного давления происходит разрыв барабанной перепонки и кровоизлияние в барабанную полость. При сильной баротравме страдает внутреннее ухо и могут погибнуть волосковые клетки - рецепторы улитки, отвечающие за передачу звуковых колебаний на слуховой нерв.
Хроническая акустическая травма встречается гораздо чаще. Это как раз тот случай, когда уровень шума в помещении выше допустимого, но в целом кажется терпимым. При долгом постоянном пребывании в таком помещении слух притупляется, так как на органы слуха действует фактор утомления. Чаще всего хроническая акустическая травма возникает при работе на производстве или на транспорте, но бывают и другие варианты. Например, окна вашего дома раньше выходили на пустырь, а теперь там развернулась шумная стройка. Если ваши окна не герметичны и не звукоизолированы, то слух может пострадать.
Хроническая акустическая травма может быть даже более опасной, чем острая. Резкие громкие звуки доставляют нам физический дискомфорт, поэтому мы стараемся их избегать. А вот звуки громкие, но монотонные и терпимые кажутся не такими страшными. Со временем мы привыкаем к ним, шум уже не кажется таким сильным, а потом мы и вовсе прекращаем его замечать. Однако любой шум сильнее 50-60 децибел при постоянном воздействии наносит вред органам слуха. Особенно опасен ночной шум, который действует на беззащитного человека. Чем выше уровень шума, тем больше и причиненные им повреждения. Многое зависит и от частотных характеристик шума, то есть от высоты звуков. Самыми вредными считаются звуки с высокой частотой колебаний - более 2000 Гц (2 кГц). Нервные клетки внутреннего уха особенно чутко реагируют именно на такие звуки.
При высоких уровнях шума нарушения слуха появляются через 1-2 года, при средних - через 10-12 лет.
Чрезмерный уровень шума плохо влияет не только на органы слуха. Страдает весь организм в целом - это подтверждается научными исследованиями. Если вы проводите много времени в помещении с уровнем шума в 70-90 децибел, возрастает риск заболеваний нервной системы и нарушений сердечного ритма. Люди, которые работают на шумных производствах, в два раза чаще болеют гипертонией.