Стандарт № 5

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Воспитание собак

ВСЕСТОРОННИЙ ВЗГЛЯД НА ОБУЧЕНИЕ СОБАК
Статья 7. «Дрессировка» Европейской конвенции о защите домашних животных: «Никакое домашнее животное не должно дрессироваться способом, наносящим вред его здоровью и состоянию, особенно, если его заставляют, или используются средства, наносящие увечья или вызывают ненужную боль, страдания и стресс.».
 
 
Copyright © Перевод Елены Фёдоровой
 
Айво Обликас (Aivo Oblikas) – тренер, неоднократный чемпион IPO Эстонии


Хочу поделиться с вами некоторыми мыслями по поводу обучения собак. Было бы хорошо, если бы и другие люди поделились своими идеями на эту тему. Безусловно, что в данной статье я не претендую на абсолютную истину, хочу лишь рассказать о том, на что я обратил внимание.

У меня такое чувство, что подавляющее число людей не представляют, как обучать собак. Если вдуматься в понятие собачьей учебы, то она не имеет ничего общего, например, с обучением детей в школе. Хотя, в разговорах, люди и называют обучение собак «собачьей школой». Это и побуждает у людей представление о том, что собаки ходят в «школу», чтобы обучаться там различным «трюкам». В действительности же, обучение собак ставит целью установление взаимопонимания между человеком и собакой (например, собаку обучают словам, с помощью которых ей сообщают о желаемом от нее поведении) , а также обучение навыкам поведения как в семье, так и в обществе. С помощью заученных слов можно объяснять собаке, что можно ей делать, а что – нельзя. Одни люди считают, что собака считается воспитанной, если она не лазает на диван и не ворует еду со стола, другие, если собака умеет ходить рядом и преданно смотрит своему хозяину в глаза. Если не найти с собакой общего языка, то ее невозможно воспитать, и отсюда, следовательно, возникают, т.н. «проблемные» собаки. Они пытаются сами, как умеют, установить взаимопонимание со своим хозяином, однако, это может оказаться совсем не тем, что ожидает от нее хозяин, и, следовательно, конфликты и стрессы для обеих сторон неизбежны.

Выбор тренера

В Эстонии уже много лет действует система аттестации тренеров, разработанная EKL (Эстонский кинологический союз). Установлены определенные правила, требованиям которых должен соответствовать тренер. Конечно, в рамках этих правил невозможно отразить весь необходимый тренеру опыт и знания, которые требуются для воспитания хорошей собаки, а также навыки, которые необходимо передавать следующим поколениям тренеров. Это невозможно сделать потому, что идеальных тренеров не существует. Люди разные – одному кажется важным одно, другому – другое. С тренерами то же самое.

У нас, к примеру, есть ряд хороших тренеров, которые отлично понимают собак, умеют толково все объяснить владельцам собак, обладают соответствующим опытом, поэтому эффективно достигают намеченных целей. Однако, даже у этих хороших тренеров существует различное представление о жизненных преоритетах, поэтому часть из них хотят помочь, по возможности, проблемным собакам (бихейверы), а другая часть – воспитать хороших домашних питомцев, а еще одна часть – продвигать на новые высоты достижения эстонского кинологического спорта. Поскольку у всех, у них разные цели, то их опыт и знания невозможно одинаково оценивать. Нельзя со всей определенностью сказать, что, тренер, который научил собаку ходить рядом и преданно смотреть своему хозяину в глаза, может быть лучше, чем тренер, который разрешил проблему у хозяина, собака которого таскала его на поводке и рычала на прохожих. Оба результата по своему важны. Поэтому, как я уже говорил, оба тренера хороши, потому что они понимают и знают собак, а также способны обучать владельцев собак. Но у нас, в Эстонии, все всегда, до ужаса желают знать, кто же, в абсолютном выражении, все-таки лучший. К сожалению, в отношении тренеров собак это невозможно определить. Абсолютно невозможно точно сказать кто важнее, тот, кто тренирует спортивных собак или тот, кто воспитывает домашних любимцев. Еще глупее считать лучшим тренером, например, того, кто тренерует только немецких овчарок, а того, кто тренерует боксеров менее компетентным. Хороший тренер – это человек, который хорошо понимает собак, умеет, исходя из этого, соответственно действовать, а также умеет все это объяснить владельцу собаки. Хороший тренер должен разбираться в поведении животных, знать законы природы, чтобы исходя из них обучать собак, невзирая на породу и цели тренировки.

Единственное, что следует учитывать в тренерах – это то, что некоторые из них более опытны в спорте, поэтому они более акцентируются на том, что будет важно на совернованиях, другие, наоборот, что наиболее важно для домашних питомцев, исходя из пожеланий владельцев собак.

По моему мнению, самой главной причиной возникновения, т.н. «проблемных» собак является то, что их хозяева, наслушавшись советов всяческих «доброжелателей» не хотят обучать свою собаку (по всяким слухам) у тренера, который, якобы, не имеет опыта обучения, например, пуделей, или у тренера, который, якобы, никогда не тренировал кавказцев и т.д. и т.п.

Проблемной собакой, я считаю, не только собаку, которая рычит на всех, включая хозяина, но, вообще, любую собаку, которая не исполняет команд или иных требований, из-за чего возникают определенные проблемы. Наслушавшись всяческих сплетен и инсинуаций о том, что один тренер некомпетентен, другой – некомпетентен, владелец собаки, наконец-то, находит подходящего тренера. Но время ушло, собака, за время поисков тренера, уже привыкла к плохому поведению – вот вам, проблемная собака и готова. И, теперь, кроме причин плохого поведения, придется устранять еще и их последствия (бихейверу).

Хороший тренер должен четко представлять насколько быстро можно достигнуть желаемых результатов. Если достижение результатов затягивается на неопределенный срок, то можно говорить об отсутствии необходимых навыков у тренера. Объяснение этого тем, что та или иная методика тренировки требует неопределенного времени для достижения результатов, необоснованно, поскольку в такой методике просто нет смысла. У хорошего тренера собака на каждой тренировке должна продвигаться к намеченной цели. Хороший тренер всегда добивается успешного результата совместно с хозяином собаки, которого он инструктирует. Если же, положительный результат не получен даже через несколько недель, то это означает, что что-то делается не так. Конечно, иногда бывает так, что изначально ставится нереальная цель. Но хороший тренер всегда увидит это и сообщит об этом владельцу собаки.

Система аттестации тренеров EKL, все-таки, определяет только основу, исходя из которой тренер может двигаться дальше, в своем совершенствовании, выбирая специализацию с учетом своих предпочтений.

О современных методиках обучения собак

Безусловно, я не знаю всех методик обучения собак, которые сейчас используются в Эстонии. Я не могу сказать обо всех них – хорошие они или плохие. Но, я понимаю, кто хороший тренер, а кто – нет, кто владеет какой-либо методикой, а кто – нет. По моему мнению, все методы, которые понятны хозяевам собак и позволяют достичь желаемых результатов – хороши. Методика становится плохой, если тренер не владеет ей в полной мере, из-за чего собака оказывается в стрессовом состоянии. Очень скверно, когда такой горе-тренер заманивает к себе владельцев собак, рекламируя свои методы обучения, как самые современные или передовые в мире. Ранее, я уже говорил, что из-за этого может происходить.

На сегодняшний день в мире разработано множество эффективных методов обучения собак. Особенно сейчас популярна, т.н. «мягкая» (на поощрении) методика обучения. И я не понимаю, почему тренеры в своей рекламе не указывают, например, что у них 10-летний опыт обучения или, что, например, они обучили более 100 собак. Вместо этого они просто пишут, например, приходите к нам тренироваться, мы используем суперсовременные «мягкие» методы обучения, поэтому у собак возникает меньше стрессов. Если, хоть немного вникнуть в смысл методов обучения собак, то от такой рекламы возникает ощущение, что тренер не уверен в своих результатах деятельности, что ему нечего сказать о своем опыте работы, и, что он ничего не знает о других методиках обучения собак. Глупая реклама, некомпетентная просто потому, что какой бы ни была методика обучения собаки, она неизбежно связана, в той или иной степени, с возникновением стрессов у собак. Стресс и фрустрация на тренировках у собаки возникает всегда, до момента, пока она не поймет, что от нее требуется. После этого она успокаивается.

Приведу небольшой пример. У собаки возникает стресс и, одновременно, соответствующие эмоции у ее хозяина, если ее никогда ранее не корректировали рывком поводка. Тренер должен объяснить хозяину, что собаку надо обучать к такой корректировке, чтобы она понимала, что от нее хотят. Через неделю собака научится ходит на коротком поводке. Если хозяин будет позволять ей без конца таскать себя на поводке и лаять на прохожих, то, в конце концов, добром это не закончится. Я считаю, что воспитанная собака - это одновременно и более счастливая собака, поскольку она понимает, что хозяин от нее добивается и верно служит ему. Также счастлив и хозяин такой собаки, потому, что у него не возникает головной боли от мысли, что с собакой надо идти гулять на улицу.

Как я уже неоднократно подчеркивал, обучение ставит целью обретение взаимопонимания между человеком и собакой. И хорош тот тренер, кто может помочь установить такие отношения наилучшим, в т.ч. и быстрейшим способом. Пес живет тяжелой жизнью до момента, пока язык хозяина становится ему понятным.
 
Журнал Эстонского кинологического союза «Koer» («Собака») № 2, 2010
 

 
 
Категория: Воспитание собак | Добавил: clever (29.09.2011)
Просмотров: 832 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]