Hierarchy and Insurrection in the Medieval Forest
John Manwood в своем трактате (Treatise of the Forest Laws, конец 16 в.) описал свод лесных законов о запретах охоты в
королевских лесах. Это был период в истории Англии, когда простым людям не позволялось не только охотиться, но даже иметь охотничьих собак.
История королевских лесных законов прослеживается примерно до времен распада Римской империи, когда англо-саксонские короли стали возводить охотничьи замки рядом с лесами. Короли назначали специальных людей, которые отвечали за охоту и разведение охотничьих собак. В зависимости от породы и охотничьих угодий собаки содержались на псарнях при различных королевских замках. Собаки жили в хорошо обустроенных дворах. Иногда зимой даже нанимали бедняков, чтобы они для обогрева собак спали вместе с ними ночью. Больше всего среди королевских собак было гончих. Простолюдины же могли позволить держать у себя только очень маленьких собачек. Размер собак был отражением социального статуса человека в обществе того времени.
Первые письменные упоминания о королевских лесных законах относятся ко временам правления норманского короля Вильгельма- Завоевателя. В рукописи Christopher Brooke кратко описывает ситуацию после завоевания норманами Англии: «Подобно Эдуарду-Исповеднику, этот норманский король страстно любит охоту. Он издал специальные лесные законы и ввел наказания, чтобы обеспечить сохранность дичи, особенно оленей и кабанов. Эти животные являются более ценными, чем простолюдины».
Королевский запрет на охоту для большей части населения Англии неизбежно привел к браконьерству. В своем трактате Manwood повествует о том, как браконьеры тайно, обычно по ночам добывали оленей и другую дичь и как их ловили лесничие или другие представители королевской власти. Например, такой случай, который произошел примерно в 1200 году (во времена короля Джона): «Thomas Inkel, лесничий из Клиффа, нашел на снегу в лесу следы крови, которые привели к дому Ralph Red в селении Siberton. Он немедленно послал за стражей, которая обыскала дом и нашла оленину. Ralph Red посадили в тюрьму в городе Нортгемптон, в которой он умер. Перед смертью его пытали, и он назвал своих сообщников - Robert Sturdi и Roger Tock из того же селения Siberton. Лесничий и стражники обыскали их дома и нашли кости оленей. Их тоже отправили в тюрьму. Robert Sturdi рассказал на суде, что на охоту они брали собак у Walter из селения Preston. Однако в суде Walter поклялся, что его собаки (гончие) были на псарне, потому что он на 15 дней уезжал из дома по своим делам. Robert Sturdi и Roger Tock посадили надолго в тюрьму, и один из них там умер, а когда выпустили второго, то ему приказали переселиться подальше от королевского леса».
В рукописи Turner’а «Select Pleas» описан случай, который произошел 1251 году (во времена короля Генриха III). «Это случилось в среду, сразу после праздника Святого Михаила (конец сентября). James of Thurlbear, Thomas of Spain и Robert of Wick, которые были охотниками сэра Geoffrey of Laugley, шли после обеда лесом в сторону селения Brigstock и встретили по дороге дюжину браконьеров с арбалетами и стрелами (arcubus и sagittis), у которых были три собаки на своре – одна черная, вторая – красная и третья - черно-белая. Охотники хотели заговорить с ними, но браконьеры начали стрелять в них стрелами. И двое из них убили Robert of Wick, а потом они убежали».
Зачастую браконьеров можно было опознать только по собакам, потому что люди прятали лица под масками. Но собаки могли быть хорошо известны в округе, в которой жили их владельцы. Например, случай, который произошел в 1248 году: «William le Rus и Geoffrey of Pilton, лесничие, шли в полночь по лесу Weybridg. Недалеко от Alconbury они увидели, как красный грейхаунд гонится за оленем. Вслед за собакой показалась дюжина человек. Один человек был вооружен топором, второй - длинной палкой, остальные десять имели луки и стрелы. С собою они вели еще трех гончих на сворке, один из которых был белым, другой – бело-черным. Окрас третьей собаки они не разглядели. Лесничие начали стрелять по людям и убили шесть человек. Оставшиеся в живых разбежались под покровом ночи».
Однако не вся охота была запрещена для простолюдинов. Король запрещал охотиться только на оленей и кабанов, но любой мог охотиться на несъедобную добычу - на хорьков, лис, рысей, выдр, белок и т.п.
Рисунок спаниеля «Canis hispanicus» из трактата «De Quadripedibus»Ulysses Aldrovandus (1522-1605) Manwood в своем трактате упоминает гончих, спаниелей (Canis hispanicus, поскольку считалось, что они происходят из Испании), мастифов и прочих мелких собак. Гончие и спаниели «были запрещены, то есть, с ними нельзя было проживать в лесу без разрешения короля». Были установлены наказания за нарушение этих запретов: «любым людям, которые не имеют земли стоимостью 40 s. в год, либо любым религиозным служащим, которые получают менее 10 £ в год, запрещается иметь гончих или других охотничьих собак, ловчих хорьков, сети для ловли дичи, манки, силки или капканы, которыми ими могут добывать оленей, зайцей, кабанов или другую добычу. Нарушившие запреты будут на год посажены в тюрьму.» Однако для знати тюремное заключение чаще всего заменялось штрафом.
Жителям лесов разрешалось иметь только два вида собак: «Мастифов и мелких собак, а других собак только с разрешения короля или владельца леса». У Konrad Gessner об этом сказано: «Лесной закон гласит, что проверка собак должна проводиться каждые три года. Лесничие ходили по селениям и трубили в рога, производили много беспокойного шума, на который выбегали мастифы (mastins) и лаяли на них. Лесничие смотрели у которых мастифов не были отрезаны три пальца на передней правой лапе».
Люди, живущие рядом с королевским лесом, могли охотиться только на их собственных землях. Если олень убегал в королевский лес, то человек не мог продолжать охоту на него, но его собака могла продолжить преследование и убить оленя. Охотнику не позволялось унести такого убитого оленя и он отвечал за действия своих собак, которые считались, как человеческие слуги.
Королевский лесной закон действовал в течение многих веков, поэтому примерно с 16 в. знать стала охотиться в собственных призамковых оленьих парках, в которых у оленей, в конечном счете, было мало шансов избежать выстрелов аристократических охотников. Однако со временем, чтобы не истощать поголовье оленей в парке, возникла спортивная охота, смысл которой состоял в том, что собаки состязались в способностях преследовать оленей, но без заключительного отстрела животных.
Каждый, кто смотрел фильм про Робин Гуда знает, что охота в королевских лесах была исключительно привилегией короля и его знати. Простые люди, которых ловили на браконьерстве, подлежали наказанию. Менее известным является факт, что любые собаки, которые принадлежали простолюдинам подвергались болезненной экзекуции, если их хозяева жили в пределах или вблизи от королевского леса.
Процедура «обезноживания» (expeditation), которая применялся к крестьянским собакам была описана следующим образом: «собаке ставили переднюю лапу на деревянную плашку 8 дюймов толщиной и 1 фута площадью, приставляли на три пальца передней ноги зубило 2-дюймовой ширины и одним ударом молотка отрубали их».
George R. Jesse, который в 1866 году описал «обезноживание» в двух главах его книги про древние законы и исторические записи от британских собаках, отметил, что «невозможно ампутировать три пальца одним ударом без повреждения части стопы. Это была мучительно болезненная операция для собак, многие из которых неизбежно умирали от инфекций.
Первое упоминание об «обезноживании» появилось в рукописи 1598 года, в которой говорится о том, что закон об «обезноживании» был принят во времена правления короля Генриха II, который правил с 1154 по 1189 годы.
Обычай калечить собак для того, чтобы с ними было невозможно охотиться, происходит из Дании, как писал один из летописцев и указывал на аналогичный закон датского короля Canutus, изданный примерно в 1016 году. Тот же летописец добавляет, что у норманов, которые происходят из Франции, нет такой традиции и никогда не было.
Решение «обезножить» собаку принималось так называемыми «выездными лесными судами». Такие суды по словам Blackstone, который составил комментарии к законам Англии (1765-1769), проводились каждые три года. Blackstone, пишет, что калечили мастифов, чтобы они не могли охотиться, но могли стеречь дома. Суды проводили «обезноживание» собак вплоть до правления короля Джеймса I в начале 17 в., а, возможно, даже до периода правления Карла II (1660-1685).
Несмотря на то, что Blackstone пишет, что «обезноживание» применялось только к мастифам, имеются свидетельства о том, что оно применялось ко всем крупным собакам.
Например, этот измерительный обруч, который использовался в графстве Ланкашир. Он равен 5 дюймов в высоту и 7 дюймов в ширину. Если собака не могла пройти через обруч, то ее либо «обезноживали», либо убивали. По этой причине большинство жителей у лесов не могло даже и мечтать о больших собаках.
Угроза «обезноживания» в средневековье привела к тому, что в некоторых районах Англии большинство собак были низкорослыми, а это могло способствовать возникновению мелких пород собак.